?:)

 Скорочтение,

!:)

память, диалектика 

Статьи о развитии
Скорочтение
Скоростная печать
Иностранный язык
Память
Философия
Обучение
Психология
Бизнес
Идеи
Творчество

Разделы

Тренинги интеллекта
Программы
CD скорочтение

Проект

Первая стр.
О проекте
Архив рассылок
О рассылке

 

 

С какого возраста можно учить детей?

Все мы сейчас или в будущем папы и мамы, бабушки и дедушки. Думаю, это будет полезно для всех.
Некоторое время назад в одном из печатных изданий Украины ("ФАКТЫ" от 26.04.2000) был опубликован интересный материал (привожу содержание статьи в свободном изложении). Основная идея этого очерка заключается в следующем: поднять на должный уровень вопрос о воспитании нашего будущего.
С какого возраста нужно учить детей читать? С трех месяцев! Это не шутка. Такую методику обучения чтению грудного младенца разработал и успешно опробовал на своей внучке агроном Василий Саввич Лищук (Украина, Хмельницкая обл.).

А начал он со своей дочери. Девочка в раннем возрасте перенесла травму, в результате которой возникло кислородное голодание головного мозга. Выводы специалистов были безрадостными -- возможна задержка развития умственных способностей ребенка. Но родители не захотели смириться с подобным поворотом судьбы своего ребенка и начали за него бороться своими силами. Василий Саввич начал учить трехлетнюю Олю читать.

Он сажал девочку на колени и ненавязчиво сначала просто показывал ей простейшие предметы домашнего окружения, внятно произнося их названия. Затем на листе бумаги крупными буквами писал, например, "ЯБЛОКО". Время занятий всегда ограничивалось интересом к нему самого ребенка. Василий Саввич всегда мог это почувствовать по поведению дочери. Он никогда не контролировал, что ребенок усвоил. Через некоторое время Оля сама обнаружила способность к чтению, прочитав название принесенной газеты. Ко времени поступления в школу она могла не только свободно читать, но и считать, а окончила ее с золотой медалью. Видя успехи дочери в обучении, ее отец попробовал по той же методике учить своего сына. Обучение началось с двух лет. В пятнадцать Сережа окончил среднюю школу и поступил в университет. Учится свободно, без особого труда и очень успешно.

Когда у Оли родилась дочь, Василий Саввич решил попробовать научить читать еще даже не говорящую внучку. Когда ей только исполнилось три месяца, он попросил знакомую испечь из теста крупные буквы. (гуттаперчевые, мягкие, крупные буквы, к сожалению, никто не производит. Белок и зайчиков делают, а вот буквы -- нет). Тесто не было крошащимся и потому не представляло для ребенка опасности. Ребенок играл этими фигурками, а дедушка знакомил ее с их названиями. Постепенно складывались небольшие слова. На табличках он писал названия и расставлял их на предметах. Таким образом абстрактный зрительный образ написанного слова "привязывался" к конкретному объекту в квартире, в огороде. Когда Карина пошла, они устраивали прогулки по этому своеобразному "Эрмитажу". Но как определить, что не говорящий ребенок читает? "Очень просто, -- говорит Василий Саввич.-- Я показывал ей табличку с названием предмета и говорил: "Карина, где это?" -- и девочка показывала предмет рукой. Называл слово -- и она вела меня к табличке. Все очень просто!"

Это папа. Это мама. Это Жучка" и т. д. "Покажи, где папа, мама, собачка?" И почему-то все на этом останавливались. Так же действовал и Лищук. Только он шел дальше -- создавал еще и зрительный абстрактный образ названия предмета, делая в обучении дополнительный шаг, многократно ускоряющий процесс обучения.

Чего он достиг? В два года и семь месяцев Карина читает на двух языках -- русском и украинском, свободно переходя с одного на другой, считает. Вот характеризующий ее развитие диалог. Василий Саввич берет лист и говорит: "Давай я нарисую тебе буковку". Пишет слово. Девочка молча наблюдает, потом вдруг: "Ты сказал, что нарисуешь одну букву, а нарисовал уже пять!" Ребенок способен не только сосчитать буквы, но и верно оценить поведение взрослого.
Она четко различает понятия по различным характеристикам, говоря: "Дай мне "Оболонь" (название воды, а не просто воду).

Гениальный ребенок!" На что Лищук спокойно отвечает: "Да таких вундеркиндов могут быть миллионы. Только в нашей семье их уже трое".

Представляя свою методику в министерстве образования, он получил вполне предсказуемый отпор чиновника: "На, мужик, почитай, что умные люди пишут. Учить детей чему-либо рекомендуется с четырех лет!"

Сам же Василий Саввич убежден и на собственном опыте доказал иное. Если ребенка начать учить в четыре года, то это уже поздно. До шести месяцев мозг человека достигает 50% своего взрослого объема, а к трем годам -- 80%. Именно в период интенсивного роста мозга легче всего можно человека чему-либо обучить.

И он прав. Вспомним настоящих, не сказочных "маугли". Человеческие дети, воспитанные животными, ими и оставались. И общество людей для них навсегда остается непостижимым. Так с какого возраста нужно начинать учить ребенка?

Впервые ознакомившись с этим материалом, я очень пожалел, что не знал об этом 20 лет назад, когда мои сыновья были в самом "продуктивном" для обучения возрасте.

Хотелось бы, чтобы будущие папы и мамы не полагались на современные системы обучения, а занимались своими детьми сами, уделяя им максимум внимания и времени. И не отдавайте своего ребенка на воспитание телевизору! А бабушки и дедушки еще могут исправить ошибки в воспитании своего будущего, занимаясь внуками.

Виталий Евгеньевич infovita@i.com.ua

Комментарий

технологической" стороны вопроса, также проблема соответствия психического развития ребенка тем познавательным и образовательным процессам, которые он проходит и которым его подвергают.

Чтобы стало понятнее, приведу наиболее известный пример с исследованиями Пиаже. Он, исследуя закономерности развития детской психики, отметил (среди многого прочего), что все дети -- поголовно -- проходят через определенные этапы формирования представлений о размере, количестве и т. д., не вполне верных поначалу. И изменить в этом ничего нельзя (да и зачем? Это закономерно, неизбежно и преходяще).
Другой пример - больная ныне тема сексуального воспитания детей. Многие почему-то думают, что подача "сбалансированной" информации снимет проблему "на раз". Однако без учета этапов психологического развития детей преждевременно сообщенная информация "биологического" характера (подчеркну, поданная вполне корректно) приводит очень часто к нарушению равновесия и комфорта в детской психике (случаи известны).

Хотя сама описанная метода развития ребенка весьма симпатична, и, должна сказать, к подобным приемам я прибегала в воспитании своей дочери. Однако схема эта может быть применяема сугубо индивидуально, внимательными и чуткими родителями.

Впрочем, утешением служит то, что только такие родители и возьмутся следовать ей, потому что, несмотря на описываемую легкость, она требует постоянной кропотливой работы и внимания к ребенку.
Хотелось бы лишь, чтобы остальные не занимались демагогией, декларируя необходимость воплощения очередной "передовой методики" в широкую практику. К сожалению, более чем 20-летний опыт педагогов-новаторов показывает, что по каким-то причинам (видимо, весьма существенным) он -- этот опыт -- не может быть реализован в массовых масштабах. Приходится с сожалением констатировать, что еще не изобрели новую систему обучения, отличную от той, по которой учили всех нас, чтобы можно было последнюю заменить. После Яна Амоса Коменского, видимо, не было более гениального педагога.

itsme@online.sinor.ru 

 


Подпишитесь на бесплатную рассылку
о скорочтении
.

Вы получите серию писем, в которых будет демонстрироваться простые и понятные упржнения на освоение навыка скорочтения. Вы узнаете о том, как сделать апгрейт мозгов и наконец, начать быстро читать.

Email:

Имя:

 

Магия скорочтения
╘2002-2012