Методики развития памяти и скорочтения

Выпуск 14
5555 подписчиков
 
-        скорочтение: необходимые и достаточные условия.
-        Объявления и письма подписчиков.
-        Упражнение на развитие памяти (учите стихи).
 

Уважаемые подписчики вы имеете уникальную возможность получить пробу пера на страницах этой рассылки.  

Возможных тем для статей множество: методики запоминания иностранных слов, образное содержание китайских иероглифов, ваш опыт обучения скорочтению, упражнения на тренировку ума, адреса Интернет.  

Пусть вас не смущает отсутствие опыта в написании статей. Не имеете возможности написать статью - тогда изложите свое мнение. Я, например программист, впервые взявшийся за перо два года назад. Умение склеивать слова пришло не сразу. Я безуспешно штурмовал проблему, потом оставлял ее и, возвратившись к проблеме через месяц, с удивлением замечал необходимые навыки для решения проблемы. Этот метод я взял на вооружение в программировании, журналистике, изучении английского языка.

 Начните штурм сегодня, потом возвратитесь через месяц и пожните плоды.

 

 

СКОРОЧТЕНИЕ: НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ


 Каждый массив информации требует своей скорости чтения, своей стратегии в соответствии с субъективным опытом воспринимающего информацию - оптимальная скорость обработки должна совпадать со скоростью мышления.

 

Навыки "вертикального чтения, подавления артикуляции, выделения ключевых слов, развития периферического зрения", о которых мы все слышали, являются необходимыми, но не достаточными условиями динамического чтения. Необходимо сформировать не только базовые физиологические стратегии быстрого чтения, восприятия, запоминания, но и когнитивные стратегии управления этими процессами. Приобрести не только инструменты для улучшения индивидуальной динамики, но и способ оценки их соответствия воспринимаемой информации и гибкость в применении. Впечатляющих результатов достигают только те, кто смог перевести свои навыки на новый уровень осознанности.

 

В моей методике я придерживаюсь следующей стратегия овладения навыками динамического чтения:

-        формирование физиологических навыков,

-        обучение эффективным стратегиям чтения,

-        восприятия и запоминания (невозможно говорить о быстром чтении, если нет стратегий быстрого восприятия, концентрации внимания и не расширен объем оперативной памяти),

-        формирование навыков автоматического поиска и взаимодействия с информацией,

-         стратегии оценки и выделения смысловых уровней и блоков информации.

 

Выделение ключевых слов соответсвует только начальному уровню обучения работы со смысловой структурой текста. Аналогично переходу от чтения словами к чтению блоками скорость восприятия качественно улучшается при переходе к работе со смысловыми структурами. Умение вычленять эту логическую структуру (или эмоциональный сценарий) и укрупнять смысловые единицы воспринимаемой информации, соотносить их с целями чтения является основой личной динамики.

 

Следующий этап - формирование строго индивиндуальной стратегии динамичного взаимодействия с информацией (я не разделяю отдельно "чтение", "восприятие", "запоминание", "обдумывание", поскольку это составляющие целостного процесса). Этот этап наиболее важен, поскольку обусловлен системой личных ограничений, начиная с физиологии и заканчивая убеждениями, ценностями. Успешные на определенном этапе стратегии ("Читай медленно, внимательно!" "Вслух!" "Повтори!" "Перечитай заново, вслух и медленно!"), часто автоматически переносятся в другие контексты без учета их соответствия. Недостаток осознанности компенсируется системой ограничивающих убеждений.

 

Работа с динамикой восприятия - это работа с личными ограничениями, поддерживаемыми системой убеждений, сформировавшейся как целесообразный, позитивный навык в процессе учебы. Не бороться, а утилизировать навыки и стратегии, расширять их диапазон, подбирать их в соответствии с контекстом, целями, проявляя при этом гибкость, сформировать метастратегию (стратегию выбора стратегии) - единственный способ перехода на новый уровень динамики обучения.

 

Еще один аспект работы над собой - это осознанное управление субъективными состояниями. Состояние эффективного восприятия информации (например, чтения со скоростью выше 1000 слов в минуту с полным осознанием смысла прочитанного и возможностью его  воспроизведения) полярно состоянию "мечтательного" чтения со скоростью 120 слов в минуту. Необходимо уметь калибровать (отслеживать и характеризовать по определенным параметрам) свои состояния и спонтанно генерировать ресурсные для данного вида деятельности. Условием такой спонтанности становится только богатый личный опыт осознанного самовосприятия.

Условное разделение процесса чтения и процесса мышления существует только в наших головах:-). "Мозг работает быстрее, чем мы думаем", говорил Бендлер, хочется добавить: "А наше сознание - медленнее, чем нам кажется".

 

Я заметила, что интенсивные тренинги, сравнительно небольшие по времени (3-5 дней), с последующим переходом на следующую ступень, представляющую собой такой же краткосрочный тренинг, но уже большей интенсивности, дают впечатляющий эффект по сравнению с продолжительным курсом (2,5 месяца) еженедельных занятий. Они как бы предоставляют эталон эффективного внутреннего поведения, включают общие ресурсные состояния повышенной восприимчивости к информации, которые затем генерируются спонтанно. И что крайне важно: доставляют много положительных интеллектуальных эмоций. Нам всем нравится испытывать состояние интеллектуальной силы, легкости, мгновенной восприимчивости, "расширения сознания" и управления. Это незабываемый ресурсный опыт.

 

Для тех, кому интересно будет узнать более подробно об особенностях моей методики, о ее связи с НЛП (нейро-лингвистическое программирование), могут обратиться к материалам конференции "Многомерный мир: НЛП методология и моделирование" - к моему докладу "Перспективы применения методологии НЛП к моделированию процессов
динамического обучения ":


Шугалей Елена Викторовна, директор отдела динамического обучения Центра современных психотехнологий (г. С-Петербург, Дом ученых в Лесном). Материалы конференции "Многомерный мир: НЛП методология и моделирование"
http://www.nlp.ru/rus/win/articles/art-edu.php3

Рада буду и лично ответить на вопросы всех желающих, рассмотреть предложения о сотрудничестве, предоставить информацию о курсах и тренингах, просто обменяться мнениями. : viktor@robotek.ru

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ (в том числе и о себе самом) РАВНО УПРАВЛЕНИЮ СИТУАЦИЕЙ!

УСПЕХОВ В ЭТОМ ВСЕМ НАМ!!! ВСЕМ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!!!

Елена viktor@robotek.ru

 

 

 

 

Объявления и отзывы подписчиков

Видел в продаже медицинский препарат под названием "Ноотропил".
 
В инструкции написано, что он ускоряет (улучшает) мыслительную деятельность. Что удивительно, у него практически нет противопоказаний. Оказывается, есть целая серия
подобных препаратов, так называемые ноотропные средства. Английский термин (применительно к напиткам) -
smart drinks.


Хотелось бы узнатть объективное мнение специалистов относительно этой группы препаратов.

 

От: Andrey Ivolgin <kool@paloma.spbu.ru>

 

Отзыв на страничку с описанием мнемонического тренинга (тренинг пока не готов в виде программы для распространения).

Вы не интересные ассоциации придумываете для чисел. Очень уж вы скромны. Самвел Гарибян не стесняясь перевел все на члены, гавно, секс, мат, юмор. Вот это да. А вы  все скромничаете все чего-то боитесь. Ваши образы не интересны и не зажигательны для памяти. Ну что такое пай? Привет, скромняги.

 

Юрий Николаев <kkkk@mail.ru>

 

Скорочтение упражнения для достижения скорочтения


По поводу скорочтения процесс охватывания всей строчки называется зрением зеленой точки, был он предложен очень давно и заключается в том, что каждый день по 10 минут предлагалось смотреть на лист А4 с зеленой точкой в центре. При этом смотрящий должен быть расслаблен и сосредоточиться только на дежащем перед ним листом бумаги.

 

Есть одно интересное упражнение, которое позволяет избавиться от артикуляции. Смысл состоит в том, что человеческий мозг при простейшем чтении (проговаривании про себя) пропускает через себя речевую информацию. Для избавления от нее недавно вычитал упражнение: Во время чтения взять ручку и тупым ее концом выбивать определенный такт(см ниже). Такт подобран таким образом, что он не может быть совместим с русской речью. Важно чтобы сам читающию выбивал его. Первые минуты очень сложно таким образом читать, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает. Через 1-3 часа можно столкнуться с таким фактом, что читатель не может вспомнить все прочитанное. Это походит через несколько часов непрерывного чтения подобным образом. Всего же для полного пропадание артикуляции требуется (как написано в книге) около 20-ти часов чтения подобным образом, хотя, все зависит от читающего. Теперь такт: (извиняюсь за безграмотность в музыкальном деле, но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е. раз, раз-раз, раз-раз, раз раз раз. (при этом разница между 1 и 2 примерно 0,5 с, а между 2 и 3 0,05 с. Таким же образом и дальнейшее простукивание) Вот и все высказанное по ентому поводу. До скорого

Пислал
Wallas Origin baikaldeаpth@irtx.com

 

Примечание. На страничке www.edisoft.ru/iq/metronom.htm вы найдете простую программу - метороном, используюя которую вы сможете разучить ритм для подавления артикуляции. Презентация программы планируется в одном из ближайших выпусков.

 

Методики доктора Бейтса


Ничего не слышал о применени метода Бейтса для скорочтения, но некоторое время назад пытался улучшить свое зрение (я очкарик) по книге данного доктора. Первый и последний раз, когда я клюнул на "метод-панацею". Зрение , каким было таким и осталось.

По поводу быстрочтения сказать не могу - не тестировал.


прислал Вадим Якунчиков

 

 

 

Учите стихи для развития памяти

 

Предлагаю упражнение на преодоление косноязычия и развитие памяти.

 

Требоваться, всего лишь, выучить первую главу "Евгения Онегина".

 

Кроме памяти вы преобретете некоторые побочные качества, например, вы будете поражать своей начитаностью окружающих. Представьте, каков будет эффект, если вы к месту скажете:

Мы все учились по немногу
Чему - нибуть и как нибуть;
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.  

Упражнение взято со странички сайта "Учитесь говорить публично" Владимира Владимировича Шахиджаняна. http://1001.vdv.ru/books/speak/0015.htm

Настоятельно рекомендую посетить этот сайт и начать выполнять рекомендуемые им упражнения для равития "пробивной способности" и развития навыков влияния на других людей.

 "Евгения Онегина" в электронном виде можно найти в Интернете. Я находил при помощи www.rambler.ru по ключевым словам "Пушкин Евгений Онегин"

 Сергей Михайлов

 

Ссылки в Интернете

 

http://www.ballarat.edu.au/intermind/memory.htm  
http://home.clara.net/figurehead/index.htm  
http://www.selfgrowth.com/links.html  
http://www.lifepeak.com/  
Прислал Кравченко Олег

 

Хорошая ссылка на английский сайт Денниса Дойля по скорочтению:  
http://english.glendale.cc.ca.us/sweep.html  
Статья Леонида Делицина "Как растет наш словарь" с ссылками:  
http://www.nevapress.spb.ru/russian_lace/01-02-99.html   
Прислала Шугалей Елена

 

Адреса и творческий коллектив рассылки  

Адрес проекта http://www.citycat.ru/iq/  
Архив обзоров http://www.citycat.ru/iq/obzor.html  

Сергей Михайлов - Компьютерные тренинги и редакция рассылки (программист бухгалтерских и торговых систем) http://www.citycat.ru/iq/program.html  mik@mail.kht.ru
Елена Шугалей - Динамическое обучение и НЛП (психолог) http://www.citycat.ru/iq/nlp.html  viktor@robotek.ru  
Олег Кравченко - Тренинг на неделю (Преподаватель иностранного языка) http://www.citycat.ru/iq/week.html  mailto:hanyf@public.hr.hl.cn