Уже становится традицией выпускать спецвыпуски по концертам разных групп.
Сегодня я публикую рассказ, который, наверное, уже не слишком СВЕЖ, но
от этого не менее интересен и актуален. Итак...

Назад, в СССР, на желтой подводной лодке
(или, если больше нравится,Маленький кусок большого сердца)

Как ни странно, нарочито хорошо одетых личностей с сотовыми телефонами 
почти не видно. Нет, они тут есть, конечно, - при такой-то цене на билеты!
Но ведут себя удивительно скромно, чуть ли не стесняясь своего достатка.
Странно видеть солидных дядь, за пятьдесят, с животиками, "упакованных" в 
демократические майки с портретами битлов. Странно приглушенный гул 
стоит в двухэтажном фойе "Октябрьского". Народ чинно пьет "Степана 
Разина", поздравляет друг друга с праздником - но как-то отстраненно, словно 
боясь расплескать эмоции, копившиеся три, а то и четыре десятка лет. Похожая
атмосфера бывает в христианских храмах на Пасху, и мне, конечно же, 
приходит на ум "битломан ╧ 1" Коля Васин с его мечтой о Храме Джона 
Леннона. Коля где-то здесь, как же иначе: сегодня Храм не в душе, вот он, 
самый что ни на есть реальный, за закрытыми пока дверями в зрительный зал - 
хотя в Петербург приехал и не Джон...

Последняя сигарета перед началом концерта (вот уж странность так странность
- ЖИВОЙ концерт Ринго Старра, и я его сейчас увижу!). Рядом курит Игорь 
Романов, сосредоточенно, словно это ему сейчас выходить на сцену. Это как 
раз не странно - не будь "Битлз", не возникло бы ни "Землян", ни "Союза"; 
сегодня все мы пришли на встречу со своим прошлым.

- Привет, что-то давненько не виделись!

- Да уж, где и встретиться, как не на концерте Ринго...

- В сортире...

Полезная штука - смеяться над собой. Мир сразу вновь становится реальным.

***

Опасная эта вещь - наблюдать свет умерших звезд, особенно если речь идет о 
звездах не с небес, а с эстрадных подмостков. В шестидесятые, когда я впервые 
услышал неразборчивые из-за жуткого "песка" звуки "Love Me Do", подпольно 
записанной "на костях"; и в семидесятые, ставя писклявую советскую кассету с 
пинкфлойдовским "Wish You Were Here" в ...дцатой перезаписи; и в 
восьмидесятые, когда вдруг появилась на радио передача "Запишите на ваш 
магнитофон"; и уж тем более в начале девяностых, ознаменовавшихся ворохом 
рок-классики, который рассыпал по прилавкам "Мелодий" расторопный 
Андрей Тропилло - во все времена я воспринимал это как подарок судьбы. Но с 
тех самых пор, когда постаревшие монстры рока стали наведываться в Россию, 
меня не покидало острое чувство обделенности. Слишком поздно. Музыка на 
виниле вне времени, она не стареет и не выходит в тираж, летящие в цифровом 
пространстве голоса живых Леннона, Моррисона, Меркьюри, Кобейна все так 
же переворачивают души все новых поколений рокеров. Но видеть воочию 
обломки того, что когда-то, пусть заочно, тебя формировало - страшно. "Рок-н-
ролл мертв, а я еще жив"... И все же, когда мои друзья собрали денег на билет 
(!), чтобы я смог на два с половиной часа повидаться с молодостью, я не смог 
отказаться: слишком фантастична для нашей меркантильной атмосферы сама 
идея такого подарка, чтобы отказываться от чуда.

Но чудо оказалось не единственным.

Жадность российской фирмы, организовавшей концерты "All Starr's Bend" в 
Москве и Петербурге, сослужила хорошую службу: среди сумасшедше дорогих 
первых рядов оказалось немало пустых мест, и я приземляюсь на одно из них... 
как раз через проход от Михаила Боярского в неизменной черной шляпе. Сцена 
выглядит непривычно: всю заднюю половину занимают две полные ударные 
установки, да еще и конги впридачу. Слева на переднем плане батарея 
клавишных, там угнездился типичный пожилой ветеран - седые, зачесанные 
назад короткие волосы, гладко выбритое лицо, пиджачок с каким-то подобием 
орденских планок (правда, справа), белая рубашка без галстука... Но стоит 
ветерану взять пару аккордов, как до меня доходит, что это, собственно, и есть 
сам Гэри Брукер, легендарный клавишник "Procol Harum". Не только до меня, 
видимо, доходит - зал взревывает, пока еще легонько, но ощутимо. Выходят 
еще трое. Один выглядит совсем по-домашнему: с пивным животиком, в 
ковбойке навыпуск, ноги подволакивает, будто ходит в шлепанцах: Джек Брюс, 
бас-гитарист "Cream". Второй и вовсе смахивает на молодящегося инженера - 
худощавый, залысый, "соль с перцем", очки в золотой оправе... И это Питер 
Фрэмптон, входивший в десятку лучших соло-гитаристов мира? Третий, 
ударник "Bad Company" Саймон Кирке, больше всех походит на рокера, но и он 
совсем седой. Да, что ж поделаешь, время не красит. В конце концов, чего-то в 
этом роде я и ожидал. Это всего лишь точка над "i", не будем требовать 
слишком много.

Кирке садится за центральную установку. "Ринго!" - вторично взревывает зал. 
И выходит Ринго. Отрепетированно "гонит" Кирке со своего места, берет в 
руки палочки, тот садится за второй комплект барабанов, синхронно взлетают в 
воздух четыре палочки... Шоу началось.

И закончилось - с первым звуком голоса Ринго, запевшего сорокалетней 
давности рок-н-ролл, вместо спектакля начало твориться Действо. На моих 
глазах возникло второе чудо. Эти старики вышли на сцену не за процентами с 
былой популярности, видно и слышно с первого же такта, что они здесь даже 
не работают - живут! Самозабвенно купаются в музыке, щедро выплескивая ее 
в зал, - и зал ответил любовью и единением. Когда, третьим или четвертым 
номером, зазвучала бессмертная "Yellow Submarine", подхватили все: и 
тинейджеры, к которым классика рока неведомым образом смогла пробиться 
сквозь засилье одуряющего рэйва, и престарелые битломаны шестидесятых. 
Некоторые уже встали с просветленными лицами в проходах у сцены, и даже 
суровые парни из "секьюрити" относятся к ним с пониманием, не мешают. 
Потому что в том, КАК они стоят, нет ни капли исступленного фанатизма, 
напротив, отчетливо присутствует возвышенное чувство: просто оно здесь 
принимает форму, наиболее естественную для храма рок-н-ролла.

Ринго проявил ту же скромность и мудрость, которой отличался еще в 
битловские времена. Он не стал тянуть одеяло на себя, почти весь концерт 
отработал за ударными и спел, кажется, всего четыре или пять песен. Но 
магнетическим центром, задававшим творческий полет всей группы, был все-
таки он. После концерта очевидцы рассказывали мне, что и "Uriah Heep", и 
"Pink Floyd", и тем более "Роллинги" действительно выглядели в России лишь 
тенью былого - и только "All Starr's Band" продемонстрировала живой и 
настоящий рок. Неважно: я знал это уже там, видя, как темные очки Ринго 
весело сверкают красным в свете прожекторов, как с каждым взмахом его 
палочек рокеры словно впитывают живительную прану. А потом запел Гэри 
Брукер - старую чарующую "White Shade Of Pale", и запел так молодо и звонко, 
как не звучал его голос даже на той, тридцатилетней давности, пластинке. 
Запел Брюс, и преобразил былые хиты "Cream" фантастическими по красоте 
бас-гитарными каденциями. А что творил со своей гитарой Фрэмптон! Такие 
великолепные "запилы" могут родиться только в подлинном приливе 
вдохновения, отрепетировать их просто невозможно. Но что толку описывать 
музыку словами - это надо было слышать...

А вот то, что творилось в проходах, надо было видеть. К концу программы они 
были забыты седовласыми, погрузневшими людьми в битловских майках; и 
каким светом сияли их глаза оттуда, из шестидесятых, с каким упоением 
вскидывали они правые руки с пальцами, расставленными - нет, не "козой", а 
архаической, забытой ныне "V", как незапятнанны жизнью были в эти минуты 
их молодые души! И когда вышел на "бис" Ринго и запел "With The Little Help 
From My Friend", пели все. Единым целым, и каждый был "Битлз", а "Битлз" 
был каждым, и не просто подпевали, а на самом деле оказывали своему другу 
Ринго ту самую маленькую, но такую неоценимую помощь. И почти у всех в 
глазах стояли слезы...

Но даже на этом чудеса не кончились. Было еще чудо с полотенцами, которые 
музыканты, выйдя на "бис", по древней традиции кинули в зал. Полотенце 
Ринго попало в стайку тинейджеров и кануло в ней - без драки, без суматохи. 
Просто исчезло. И вот, когда я уже выходил из "Октябрьского", юноша и 
девушка, шедшие передо мной, стали хвалиться друг перед другом трофеями. У 
молодого человека было целое полотенце Брюса, у девушки - барабанная 
палочка Кирке.

- И еще - вот, - она на секунду распахнула полу курточки. - Не целое, зато 
самого Ринго!

За пазухой у нее и в самом деле был клочок розового полотенца Ринго - ладони 
в две величиной.

- Такой большой кусище - и одной! - пошутил я. Тут-то и произошло чудо.

Девушка молча отошла в сторонку - чтобы не мешать людям выходить, 
спросила у меня, есть ли чем резать. Когда выяснилось, что нет, нашла в толпе 
у кого-то малюсенькие ножницы (еще одна деталь: явный металлист 
отреагировал на просьбу с обидой: "На ТАКОЙ концерт ножей не носим!") и 
отрезала по клочку хозяину ножниц и мне. Резала - и плакала. Улыбалась 
сквозь слезы и говорила: "Прости. От сердца режу. Но я же понимаю, что 
надо!".

...А потом на ступенях "Октябрьского" до поздней ночи сидели и пели песни 
"Битлз" те, кто был на концерте, и те, кто не смог попасть из-за цены, и те,
кто просто проходил мимо...

Игорь МАЛЬСКИЙ(malsky@mail.ru)

Ну, что я говорил? Читатели рассылки ПРЕВОСХОДЯТ ее автора по всем статьям.
Даже завидую немного - сам бы так не написал. Браво, Игорь!