?:)

 Скорочтение,

!:)

память, диалектика 

Почтовая рассылка

О рассылке
Архив рассылок

Проект

Первая стр.
Скорочтение
CD
Простые тренинги
Программы
Мнемоника
Память

Статьи

25 кадр
Диалектика
Творчество
НЛП
Иностранные
Русский

Другое

WWW
ZIP

 Rambler's Top100

Случайные сочетания элементов

Пусть ЭВМ выдает подряд любые сочетания букв русского алфавита (с пробелом). Допустим, мы получили что-то мало напоминающее нашу речь, например: ЭЬФС ЧГЙРНАБКТШУ ЛЩЗЕОДХ. В таких цепочках, словно сошедших с таблицы окулиста, трудно найти что-то интересное. Если в сочетаниях отдать преимущество наиболее употребительным буквам, результат окажется более похожим на русскую речь: ТКНДОТП ИМКОМЬВ РПЕИ ДП. Еще лучше, если каждое двухбуквенное сочетание тоже будет употребительным, взятым наугад из осмысленного текста. Тогда созданные машиной слова будет довольно легко произносить, например: СКЦИЗОВЕРЬ ВОТОБАТАГА ЗНИЯ ОЛА АДИСТЕКАПОСМОР. Если компьютер учтет обычную частоту совместной встречаемости трех, четырех и более букв, то сходство с человеческим текстом станет еще большим. Играя с машиной, можно выбрать немало выразительных слов: ТЕТЕРКАРТАНИЕ, ДВИНУТЕНЬ, МИНОСТОДОСТ, ВАНОКАПРУКОХ, СПОХОДРОД..ВЗГОСТИТУРС, РЫТИНСТВОРИЯ, СМАСМАУРОВАЛЬ, ЗРЕХОДАЧ, МИНУТЕМЬЯ, ВЫХОРТЬ.

Стоит задуматься над тем, какие существа, вещи или явления могут обозначаться этими словами. Что за человек, например, СИСПРАДЕНОБР КАНКЛОБЕЛЕКА? Для чего предназначен СМЕМПАН и какими свойствами обладают экзотические РЕНОБЕРЕЛЬ и ПЕЧИЧЕРУЛА? Являются ли они НЕИСТОРОМНЫМИ, МОРЖЕЛЬНЫМИ, УЖНАРТЫМИ, ВЫПУЛЬНЫМИ, или же, напротив, БУСУХОДИСТЫМИ, ЛАДУЩЕСЕРДЫМИ, УЧНАПИТЕЛЬНЫМИ, СЛУБОЛОНЫМИ, ЗАРТИВЫПУТЫМИ, МУЗЫВНЫМИ И ГЛУБЕЛЬНЫМИ?

Существует расстройство речи, называемое глоссолалией: больной произносит сочетания звуков, лишь отдаленно напоминающие осмысленные слова. Однако то, что в человеке расценивается как болезнь, при игре с машиной пробуждает вполне здоровый интерес. Компьютерная игра ⌠Глоссолалия■ ≈ неплохое средство для развития языкового чутья и литературного воображения.

Поясним на примере, как работает алгоритм построения глоссолалии. Возьмем начало романа И. Ильфа и Е. Петрова ⌠Золотой теленок■. Выделим в тексте первые две буквы ⌠п■ и ⌠е■. Следуя по тексту, найдем ближайшее двухбуквенное сочетание, первая буква которого ≈ последняя в уже найденном сочетании ≈ ⌠е■. Возьмем букву, стоящую справа от ⌠е■,≈ букву ⌠х■ и присоединим ее к начальным двум, получим ⌠пех■. Ищем следующую букву ⌠х■ и приставляем к уже полученным трем буквам ту, которая стоит сразу за найденной буквой ⌠х■ (если за найденной буквой пробел, значит, пробел последует и за полученным нами буквосочетанием). Так, продолжая поиск, пройдем всю страницу. Результатом будет текст глоссолалии: ПЕХОСТВОГОРЕРЕГЛИЕЗ СТЫХ ИНИДО ТЕШЕ ПЕХОЕ ИТО ПЕХОВОВЕЛЕМАФРИВОВ НАМ.

Особенность этого текста, определяемая способом построения, состоит в том, что любое двухбуквенное сочетание здесь вполне реально, так как взято из текста книги. Поэтому глоссолалия довольно легко произносится и напоминает русскую речь.

Попытайтесь продолжить глоссолалию, насколько хватит терпения, используя текст той же книги ⌠Золотой теленок■, попробуйте построить глоссолалию не по двухбуквенным, а по трехбуквенным (и более) сочетаниям.

Можно пойти дальше и комбинировать не отдельные буквы, а более крупные части слов ≈ приставки, корни, суффиксы. В машину закладывают достаточно полный перечень этих частей, а также условия их соединения. Например, приставки и похожие на них части слов типа само-, кило-, аэро- можно добавить в начале всякого слова. Руководствуясь этим правилом, компьютер сочинит десятки тысяч новых слов и предложит человеку оценить их. Такую игру естественно назвать ⌠Неологизмы■. Вот некоторые примеры словосочетаний, отобранных на одном из раундов: суперпесня (видимо, сверхмодный шлягер), антипамятник или злопамятник (средство увековечить дурную память), водописатель (графоман), недопространство (понятие из научной фантастики), немолодежь, микроновость, антисоль (средство для устранения пересола), полумясо (колбаса), антипропуск (⌠волчий билет■), чернотайна, пищетеатр (по аналогии с театром мод), вице-мода, сыромузыка (композиционные заготовки), рукодружба (то же, что шапочное знакомство), суетон, субгерой (тот, с чьей подачи заброшена шайба), лжеправда, вибромузыка (инфразвуковая музыка), небездеятель, преддетство, землекожа (нездоровая кожа), килорубль.

abstr.jpg (14770 bytes)

Случайное соединение простых элементов исползуется не только в играх, но и как прием творчества. В наиболее чистом виде он встречается у абстракционистов, которые пытаются сочетаниями несложных изображений выразить отвлеченные мысли.

Напомним, что один из лучших наших поэтов В. Хлебников часто использовал в своем творчестве глоссолалию и неологизмы, выводил законы их построения. Наверное, ту же роль, что и глоссолалия в поэзии, играет в живописи абстракционизм. В случайных изображениях абстракционистов каждый угадывает что-то свое. Основоположник этого жанра русский художник В. Кандинский разработал даже алфавит абстрактной живописи, выделив набор элементов для случайных комбинаций ≈ линии, фигуры, цвета.

В играх, где строительным материалом служат буквы и части слов, от компьютера требуется всего лишь, чтобы он приставлял их друг к другу. При использовании сочетаний слов необходимо соблюдать еще и правила грамматического согласования. Эта задача хотя и непроста, но машине вполне по силам.

Грамматически правильные случайные сочетания слов могут быть на удивление осмысленными. В этом убеждают, например, некоторые стихотворения, сочиненные компьютерами. Отметим, что в поэзии вообще нередки рискованные сочетания слов, поэтому машинные стихи имеют больше шансов на понимание, чем машинная проза. Вот несколько примеров автоматически созданных стихотворных строк (автор программы Б. Г. Кац):

. . .бледная белеет нежность. . .
. . .и грянул влажный бред. . .
. . .спорят сладкие глаза. . .
. . .и тайно тишина гремит. . .

Подобные стихи не результат тщательного .отбора, а вполне обычное явление в машинной поэзии.

Внимательное чтение кажущихся на первый взгляд бессмысленными сочетаний слов заставляет совершенно иначе взглянуть на них. Был проведен такой эксперимент: машина составила список из шестидесяти шести совершенно случайных пар ⌠прилагательное ≈ существительное■. Каждому из участников эксперимента было дано задание отметить в этом списке те сочетания, которые можно признать интересными и оригинальными. Оказалось, что таких сочетаний по усредненным результатам почти четверть! Большинством голосов признаны наиболее интересными следующие сочетания слов: чугунолитейная уверенность, гениальная слеза, жидкая ненависть, оперный беспорядок, автобусное сходство, крокодиловая тишина, чистоплотный покой, холостой расцвет, здравый беспорядок, вареное движение, правящее согласие, трудное достоинство, авторизованная ложь, подвижное достоинство, проницательное одобрение. Представляется, это неплохой материал для литературной игры.

Изобретатели часто применяют в своем творчестве так называемый метод фокальных объектов. Сущность его состоит в следующем. Берется какой-либо хорошо знакомый объект (например, электролампочка) и выписывается как можно большее число его признаков (стеклянная, яркая, грушевидная, хрупкая и т. д.). Затем найденные признаки примеряются к другому объекту, который изобретатель наметил усовершенствовать (скажем, к молотку). Получаются необычные сочетания: стеклянный молоток, грушевидный молоток и т. и., из которых можно выбрать что-нибудь интересное.

Придумайте компьютерную игру ⌠Изобретатель■, в основе которой будет метод фокальных объектов. Попробуйте манипулировать не только с названиями материальных объектов, но и с абстрактными понятиями.

http://lg.i-connect.ru/

Составил Дмитрий Любич dl@vicom.ru

В каталог

www.citycat.ru/iq/
╘2002-2005: