?:)

 Скорочтение,

!:)

память, диалектика 

Почтовая рассылка

О рассылке
Архив рассылок

Проект

Первая стр.
Скорочтение
CD
Простые тренинги
Программы
Мнемоника
Память

Статьи

25 кадр
Диалектика
Творчество
НЛП
Иностранные
Русский

Другое

WWW
ZIP

 Rambler's Top100

Искажение готового текста

Игры третьего типа основаны на искажении текстов, созданных человеком,≈ например, известных литературных произведений. В тех же пословицах несложные перестановки часто дают совершенно новые утверждения. Например: ⌠Лучше быть богатым и больным, чем бедным и здоровым■, ⌠Лучше быть бедным и здоровым, чем богатым и больным■, ⌠Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным■.Одни из этих утверждений очевидны, другие выглядят парадоксами, но бессмысленными их назвать нельзя.

Другой способ искажения ≈ замена отдельных слов. Немало поэтических строк создано таким способом. И фраза В. Маяковского ⌠Причешите мне уши!■, и фольклорное ⌠голова босиком■ ≈ простые результаты таких замен. Компьютерная игра (назовем ее ⌠Замени слово■) позволяет легко продолжить этот ряд. Пусть в машинную память заложен список привычных нам сочетаний типа ⌠зажмурить глаза■, ⌠брови вразлет■, ⌠косая сажень в плечах■ и т. п. Глаза, брови и другие части тела машина с легкостью меняет местами, в результате чего возникают: брови колесом, музыкальные зубы, взъерошенные зубы, молочные усы, густые пальцы, белокурые щеки, локти режутся, мозолистые глаза, косая сажень в глазах, уши вразлет, заплаканные руки, глубоко посаженные ноги, прятать усмешку в пятки, прокуренные уши, моргать губами и т. п.

Нечто подобное мы видим в живописи сюрреалистов: руки и ноги вырастают в самых невероятных местах, причудливо комбинируются и искажаются привычные образы. Это тоже во многом игра, эксперимент, поиск смысла в необычном.

Попробуйте сыграть без компьютера в игру с искажением текста. Автор этой игры Ж. Лескюр предлагает заменять существительные с помощью какого-нибудь словаря. Правило замены простое: найдите в словаре то слово, которому вы ищете замену, отсчитайте вперед седьмое по счету существительное и поставьте его на место исходного в тексте. Вот что произойдет, если переработать по та кому принципу, с помощью словаря С. И. Ожегова, например, начало известной сказки Ш. Перро: ⌠Жил-был в дерзновении один жерех. У него была маленькая драгоценность. Жерех купил ей красный шариат■. Вы убедитесь, что работа по ручному искажению текста очень трудоемка, а интересные замены редки. Именно поэтому в подобных играх применяются ЭВМ.

Литературная игра не всегда выглядит как чистая забава, результаты порою оказываются довольно серьезными. Покажем это на примере игры ⌠Философ■, в которой компьютер заменяет слова известных афоризмов. Афоризмы в машине подобраны таким образом, что каждый из них содержит два главных слова, определяющих основной смысл, например: ⌠Скупость начинается там, где кончается бедность■ (О. Бальзак). В этом изречении связываются два центральных понятия: скупость и бедность, поэтому именно их замена дает интересные варианты. Действительно, компьютер выводит: ⌠Время начинается там, где кончается пунктуальность■, ⌠Ум начинается там, где кончается старость■, ⌠Воображение начинается там, где кончается утонченность■, ⌠Единомыслие начинается там, где кончается правдоподобие■ и т. п. Слова для замен ЭВМ заимствует из других известных ей афоризмов, но играющий вправе предложить свой список. Приглашаем читателя поразмышлять над некоторыми изречениями, полученными в этой игре:

рассуждение ≈ это организованное подражание;
вера и любопытство друг с другом всегда не в ладу;
свобода часто дает повод к раскаянию;
зависть ≈ одежда вкуса;
преувеличение ≈ отраженный свет посредственности;
усердие ≈ мачеха воображения;
бескорыстие ≈ источник всякой любви;
точность заменяет глупцам мудрость;
предрассудок ≈ друг знания;
мысль ≈ это карикатура на чувство;
простота ≈ основа точности;
избыток знания ≈ причина неточности;
чувство ≈ злейший враг опыта;
сила невежества ≈ в новизне;
неспособность испытывать восторг ≈ признак знания;
великолепно заменяет воспитание только одно ≈ добродушие.

Как видите, игровое происхождение этих высказываний завуалировано серьезной формой, да и содержание получилось достаточно глубоким.

http://lg.i-connect.ru/

Составил Дмитрий Любич dl@vicom.ru

В каталог

www.citycat.ru/iq/
╘2002-2005: